УК «Солнечная»
Теплоноситель (желтым цветом) с высокой температурой и давлением, проходя по трубе, ударяется в ее многослойной торец. Т.к. в результате пайки труб с муфтами и тройниками монтажники, не владея технологией, ее нарушили, алюминиевый слой (синим цветом) остался незапаянным внутрь полипропилена, и находится в контакте с горячей жидкостью. Жидкость под высоким давлением непрерывно, месяцами и годами напролет, бьет прямо в торец трубы, постепенно размывая клей между слоями, проникает между ними. Наружный слой полипропилена – тонкий, выполняет в основном функцию защиты алюминия от коррозии. Внутренний слой толстый, обеспечивает непосредственно работу с жидкостью. А алюминий выполняет армирующую функцию, не давая при нагреве трубе слишком сильно увеличиваться в длине и изгибаться. Потому что сильный изгиб грозит нарушить места спайки элементов труб.
Здравствуйте, мастера. Хочу получить очередную порцию знаний. Предстоит монтаж трубопроводов. Вода горячая и холодная, отопление. С холодной водой мне все понятно. Обыкновенный полипропилен. Горячая вода и отопление — полипропилен с алюминиевым слоем. Ездил по магазинам собирал информацию. Цена, качество, полезные советы и т.д. Так вот, суть вопроса. По поводу пайки полипропилена с алюминием поступила противоречивая информация: одни говорят, что нужно трубу перед пайкой зачищать, другие говорят, что не надо. Кто прав? Господа профессионалы, просветите. С подрядчиками еще не общался. Совсем не удивлюсь если подрядчик тоже не будет знать правильного ответа. Заранее спасибо.
Поэтому предлагаем проделать такую работу: установить хомуты на все соединения (снизу и сверху муфт и тройников на каждом стояке) труб ГВС и отопления. Для одной квартиры это недорого, и если отверткой пользоваться умеете, купите хомуты в строительном магазине и накрутите. Если не умеете, купите хомуты и позовите родственника или слесаря нашего.
-100. Образно, но не убедительно. Лаконизм вашего ответа не сделал его правильным. У поляков есть хорошая пословица: «Усрамся, не дамся» Надеюсь перевод и объяснения не нужны. Самые страшные люди — это те, кто не умеет признавать свои ошибки. Сочуствую заказчикам, которые воспользовались вашими услугами.
Даже если какие-то трещины возникнут и позволят воде просочиться под внешним слоем и хомутом, — объем и напор воды совершенно иной. Могут быть капли, в худшем случае вода будет потихоньку сочиться и со временем появится пятно на полу или коробе, или у соседей в квартире внизу по трубам потекут капельки. Но это, ни в какое сравнение не идет со свободной и постепенно усиливающейся струей.
Внешний слой сильно прижат к алюминиевому слою и они вместе к внутреннему полипропиленовому толстому слою. Со стороны муфты расслоение возможно, но дойдя по очень тонкой щели до хомута – дальше воде пройти шансов нет. Вода не сможет разорвать хомут и увеличить пространство. Изнутри давление давит наружу, в свою очередь, прижимая внутренний слой к внешним. Хомут сам не раскрутится, не ослабнет. Особенно если хомутов две штуки.
Но есть способ относительно дешевый и достаточно эффективный. Не только устранить аварию, но и попытаться ее вообще предотвратить. Мы сейчас этот способ достаточно широко практикуем, и пока считаем, что есть вероятность продлить срок службы даже аварийных участков на годы, а может быть и дотянем до нормативных сроков службы.
Олег, здравствуй. Отвечаю с небольшим отступлением. Полипропиленовые трубы армированные алюминием бывают двух типов. 1. Слой алюминия конструктивно расположен близко к наружной поверхности трубы (слой алюминия может быть как перфорированным. так и без перфорации). С такой трубой все просто – перед сваркой ее зачищают. 2. Армированная труба с расположением алюминиевой фольги в середине стенки трубы. Вот тут – то и возникают проблемы при сваривании труб. Если быть точным, то как раз при сваривании проблем нет, но они рано или поздно возникнут если трубы просто сварить не зачищая алюминиевый слой. Перед сваркой такой трубы слой алюминия ОБЯЗАТЕЛЬНО зачищается специальной зачисткой (их еще называют торцовками). Зачистка действительно торцует срез трубы (получаем перпендикулярный срез) и кроме этого зачистка «выгрызает» слой алюминия примерно на 1.5 – 2 мм. В результате этих манипуляций в процессе сварки алюминиевый слой закрывается расплавленным полипропиленом, что исключает контакт алюминия с транспортируемой жидкостью. Чем чреват вышеупомянутый контакт? Происходит окисление-разрушение алюминиевого слоя и попадание жидкости в пространство между фольгой и тонким наружным слоем полипропилена. Труба покрывается «волдырями» и если в частном доме (невысокое давление и подконтрольная температура теплоносителя и ГВС) она может послужить еще некоторое время, то в квартире (давление гораздо выше, температура неконтролируемая) – это беда с перспективой затопления своего жилища и соседей ( как правило – горячей водой). А вот теперь поговорим о грустном. Олег, Вы принимали участие в обсуждении вопроса о том, всегда ли нужно соблюдать требования инструкций, и так ли уж необходимо неукоснительное соблюдение технологий. Так вот монтируется трубопровод из полипропилена армированного алюминием. Трубу с поверхностным алюминиевым слоем баз зачистки не сваришь, тут все предельно ясно. А вот с трубой второго типа сложнее. Если ты свариваешь сам, соблюдаешь технологию – все в порядке. А если ты заказчик, а твой подрядчик горе «мастер», который не любит «РАБОТАТЬ ПО ПРАВИЛАМ» (это цитата из одного поста, помните), то в полный рост встает пресловутый человеческий фактор. Ведь труба второго типа легко сваривается без торцевания, узнать соблюдалась ли технология в процессе монтажа можно будет только если разрезать соединение. Кроме этого еще один нюанс – аккуратность при сварке: воткнул трубу в фитинг мало или перекосил – голый алюминий, воткнул много – получил заужение. В завершение хочу дать совет. Причины по которым мы переплачиваем и покупаем полиропиленовые трубы с алюминиевым слоем – это способность трубы выдержать повышенное давление (до 25 атм.) и небольшой коэффициент температурного расширения (при перепаде температуры в 80 градусов – примерно 2.5%). Этим требованиям почти удовлетворяет полипропиленовая труба армированная стекловолокном. Держит давление 25 атм., линейное удлинение при перепаде температуры в 80 градусов – примерно 5%. В отличие от трубы с алюминием труба со стекловолокном не требует никакой зачистки, сваривается как обыкновенная полипропиленовая труба. .И цена ее ниже чем у трубы с алюминием. Решать Вам.. Удачи.
В результате этого процесса вода, рано или поздно, проникает между наружным тонким слоем полипропилена и слоем алюминиевой фольги, и начинает двигаться вдоль трубы, искать слабое место, формируя что то наподобие волдыря, вздутия. Найти это слабое место для нее – вопрос только времени. Затем внешний тонкий слой трескается/лопается и вода устремляется в квартиру.
Трубы из полипропилена в 1958 г . изобрели итальянцы. До появления в 1972 году молекулярно-сшитого полиэтилена (PE — X ) они в одиночестве занимали нишу термостойких труб.
Ровно полвека, до создания концерном Dow Chemical PE — RT полиэтилена*, и изобретением в 2008 году компанией «Дипайп» пластиковых PE — RT фитингов для соединения металлопластиковых труб PERT — Al — PERT методами диффузионной и электрофузионной сварки, полипропиленовые трубы были единственной термостойкой трубопроводной системой свариваемых с помощью дешевых полимерных фитингов.
Однако, сейчас на итальянском рынке, да во всей Европе, вы все реже можете встретить полипропиленовую трубу – европейские производители сплавляют ее на российский , казахстанский, украинский, и возможно, монгольский рынки.
Объемы применения полипропиленовых труб в европейском строительстве стремительно падают, за счет вытеснения их металлопластиковыми трубами на основе полиэтиленов .
Если ставить по одному хомуту, то для двухкомнатной квартиры с 4-мя двухтрубными стояками отопления, где на каждой трубе минимум одна муфта (2 хомута) и один тройник (3 хомута), то 10 хомутов на стояк, на 4 стояка будет 40 хомутов. Это порядка 680 рублей. Если ставить по два хомута с каждой стороны, то в два раза больше. ГВС еще 10 штук. Всего 50 хомутов. Если хомут по 17 рублей, то 850 рублей.
P.S. Если у вас стояки закрыты коробами – то это, конечно, тоже проблема. Тут необходимо понимать, что с точки зрения законодательства стояки – это общее имущество и собственник обязан обеспечить доступ к стоякам при необходимости. Иначе их обслуживание невозможно и чья тут ответственность за состояние стояка – это хороший вопрос. Если стояк даже осмотреть невозможно.