Маркировка пластиковых труб
Как определить класс трубы
Поэтому предлагаем проделать такую работу: установить хомуты на все соединения (снизу и сверху муфт и тройников на каждом стояке) труб ГВС и отопления. Для одной квартиры это недорого, и если отверткой пользоваться умеете, купите хомуты в строительном магазине и накрутите. Если не умеете, купите хомуты и позовите родственника или слесаря нашего.
Если ставить по одному хомуту, то для двухкомнатной квартиры с 4-мя двухтрубными стояками отопления, где на каждой трубе минимум одна муфта (2 хомута) и один тройник (3 хомута), то 10 хомутов на стояк, на 4 стояка будет 40 хомутов. Это порядка 680 рублей. Если ставить по два хомута с каждой стороны, то в два раза больше. ГВС еще 10 штук. Всего 50 хомутов. Если хомут по 17 рублей, то 850 рублей.
Трубы из полипропилена в 1958 г . изобрели итальянцы. До появления в 1972 году молекулярно-сшитого полиэтилена (PE — X ) они в одиночестве занимали нишу термостойких труб.
Ровно полвека, до создания концерном Dow Chemical PE — RT полиэтилена*, и изобретением в 2008 году компанией «Дипайп» пластиковых PE — RT фитингов для соединения металлопластиковых труб PERT — Al — PERT методами диффузионной и электрофузионной сварки, полипропиленовые трубы были единственной термостойкой трубопроводной системой свариваемых с помощью дешевых полимерных фитингов.
Однако, сейчас на итальянском рынке, да во всей Европе, вы все реже можете встретить полипропиленовую трубу – европейские производители сплавляют ее на российский , казахстанский, украинский, и возможно, монгольский рынки.
Объемы применения полипропиленовых труб в европейском строительстве стремительно падают, за счет вытеснения их металлопластиковыми трубами на основе полиэтиленов .
Одним из главных федеральных документов для маркировки пластиковых труб является ГОСТ 32415–2013 , который определяет основные технические условия для напорных труб из термополимеров, а также характеристики и маркировку фитингов и элементов соединения. Стандарт разработан для бытовых и промышленных отопительных систем, а также для систем водоснабжения.
Но есть способ относительно дешевый и достаточно эффективный. Не только устранить аварию, но и попытаться ее вообще предотвратить. Мы сейчас этот способ достаточно широко практикуем, и пока считаем, что есть вероятность продлить срок службы даже аварийных участков на годы, а может быть и дотянем до нормативных сроков службы.
На сегодняшний день существует несколько основных типов полимеров, которые являются основой производства трубной продукции для систем отопления, а также для систем снабжения холодной и горячей водой. Для обозначения разных видов полимерных труб принято использовать единые аббревиатуры, принятые в международных документах:
Главным отличием маркировки различных видов полимерных труб является их унификация и стандартизация, основными нормативными документами для которой выступают отечественные ГОСТы и европейские стандарты. Важным дополнением к сказанному является требование к иностранным производителям соблюдать отечественные стандарты по маркировке, при реализации трубной продукции через розничные сети.
В качестве дополнительных элементов маркирования могут использоваться название производителя, соответствие международным стандартам, номер партии и дата выпуска изделия, а также отсылка к номеру или обозначению собственных технических условий, которые являются параметром качества для данного изделия.
Как выбрать трубу — несколько практических советов
P.S. Если у вас стояки закрыты коробами – то это, конечно, тоже проблема. Тут необходимо понимать, что с точки зрения законодательства стояки – это общее имущество и собственник обязан обеспечить доступ к стоякам при необходимости. Иначе их обслуживание невозможно и чья тут ответственность за состояние стояка – это хороший вопрос. Если стояк даже осмотреть невозможно.
Соответственно, если труба еще не расслоилась, хомут обеспечит крепость соединения слоев и не даст воде пройти и растворить клей между ними. Труба останется целой и будет нормально работать. Если расслоение уже идет, хомут сожмет слои и прекратит расслоение и продвижение воды.
Если жилец оказался дома, то есть хороший шанс застать начало аварии и позвонить в диспетчерскую, вызвать слесаря. Вода выходит с некоторым шипением и услышать ее несложно. Слесарь отключит стояк и починит трубу. Если дома никого нет, то начинается затопление квартиры. Чем дольше горячая вода проходит через трещину, тем сильнее вскипают края трещины и отверстие увеличивается. В дальнейшем объем выходящей воды будет увеличиваться, масштабы аварии и ущерба расти.
Внешний слой сильно прижат к алюминиевому слою и они вместе к внутреннему полипропиленовому толстому слою. Со стороны муфты расслоение возможно, но дойдя по очень тонкой щели до хомута – дальше воде пройти шансов нет. Вода не сможет разорвать хомут и увеличить пространство. Изнутри давление давит наружу, в свою очередь, прижимая внутренний слой к внешним. Хомут сам не раскрутится, не ослабнет. Особенно если хомутов две штуки.
В результате этого процесса вода, рано или поздно, проникает между наружным тонким слоем полипропилена и слоем алюминиевой фольги, и начинает двигаться вдоль трубы, искать слабое место, формируя что то наподобие волдыря, вздутия. Найти это слабое место для нее – вопрос только времени. Затем внешний тонкий слой трескается/лопается и вода устремляется в квартиру.
Не сложно догадаться, что пятый класс является самым универсальным показателем, а трубопроводы этого класса могут использоваться во всех остальных. Стоит отметить, что данный класс является и самым дорогим, а его применение в более низких классах не всегда оправдано с чисто финансовой точки зрения.
Даже если какие-то трещины возникнут и позволят воде просочиться под внешним слоем и хомутом, — объем и напор воды совершенно иной. Могут быть капли, в худшем случае вода будет потихоньку сочиться и со временем появится пятно на полу или коробе, или у соседей в квартире внизу по трубам потекут капельки. Но это, ни в какое сравнение не идет со свободной и постепенно усиливающейся струей.
Теплоноситель (желтым цветом) с высокой температурой и давлением, проходя по трубе, ударяется в ее многослойной торец. Т.к. в результате пайки труб с муфтами и тройниками монтажники, не владея технологией, ее нарушили, алюминиевый слой (синим цветом) остался незапаянным внутрь полипропилена, и находится в контакте с горячей жидкостью. Жидкость под высоким давлением непрерывно, месяцами и годами напролет, бьет прямо в торец трубы, постепенно размывая клей между слоями, проникает между ними. Наружный слой полипропилена – тонкий, выполняет в основном функцию защиты алюминия от коррозии. Внутренний слой толстый, обеспечивает непосредственно работу с жидкостью. А алюминий выполняет армирующую функцию, не давая при нагреве трубе слишком сильно увеличиваться в длине и изгибаться. Потому что сильный изгиб грозит нарушить места спайки элементов труб.